Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Разное

Психологическая установка

В ходе жизни наша психика подвергается влиянию множества си­туаций. Эти воздействия не исчезают бесследно, а, говоря образным языком, «записываются» и превращают ее в исчерченный множе­ством письмён манускрипт. И, как установил выдающийся грузин­ский психолог и философ Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886-1950), в результате пережитого опыта в нашей психике создается так называемая установка, или готовность реагировать определен­ным образом в определенной ситуации. Впервые это понятие сформулировал немецкий психолог Л. Ланге в 1888 г., но современ­ное общепринятое и признанное научным сообществом понятие установки появилось позднее в работах Узнадзе.

Понятие «установка» прочно вошло в психологическую науку, так как оказалось, что явления установки пронизывают практически все сферы психической жизни человека. Состояние готовности, или ус­тановка, имеет принципиальное функциональное значение. Человек, подготовленный к определенному действию, имеет возможность осу­ществить его быстро и точно, т. е. более эффективно, чем неподго­товленный. Однако установка может сработать ошибочно и вслед­ствие этого быть неадекватной реальным обстоятельствам. В та­кой ситуации мы становимся заложниками наших установок.

Классическим примером, поясняющим понятие «установка», является один из экспериментов, проведенных Дмитрием Никола­евичем. Он заключался в следующем. Испытуемый получал ряд ла­тинских слов. В течение какого-то времени он читал их. Затем ис­пытуемый получал ряд русских слов. Но продолжал читать их как латинские в течение некоторого времени. Например, вместо слова «топор» он читал «моноп». Анализируя эксперимент, Узнадзе пишет: «В процессе чтения латинских слов у испытуемого активиро­валась соответствующая установка — установка читать по-латыни, и, когда ему предлагают русское слово, т. е. слово на хорошо ему понятном языке, он читает его, как если бы оно было латинским. Только через некоторый промежуток времени испытуемый начнет замечать свою ошибку... Когда речь идет об установке, предполага­ется, что это определенное состояние, которое как бы предваряет решение задачи, как бы заранее включает в себя направление, в ко­тором задача должна быть разрешена...»

Под неосознаваемыми автоматизмами подразумевают обычно действия, которые совершаются «сами собой», без участия созна­ния. Иногда говорят о «механической работе», о работе, при кото­рой «голова остается свободной». «Свободная голова» и означает отсутствие сознательного контроля.

Анализ автоматических процессов показывает, что одни из них не осознаваемы по своей сути, а другие прошли через сознание и пе­рестали осознаваться.

Первые составляют группу первичных автоматизмов, вторые — группу вторичных автоматизмов. Первые представляют собой ав­томатические действия, вторые — автоматизированные действия, или навыки.

В группу автоматических действий входят либо врожденные акты, либо те, которые формируются очень рано, часто в течение первого года жизни. Их примеры: сосательные движения губ, мигание, хожде­ние и многие другие.

Группа автоматизированных действий, или навыков, существен­но больше и представляет особенный интерес. Благодаря форми­рованию навыка достигается двоякий эффект: во-первых, действие начинает осуществляться быстро и точно; во-вторых, происходит высвобождение сознания, которое теперь может быть направлено на освоение более сложного действия. Формирование навыков име­ет очень большое значение для жизни каждого человека: оно лежит в основе развития всех наших умений и способностей.

Поле сознания имеет фокус, периферию и границу, за которой начинается область неосознаваемого. Наиболее актуальные и наи­более сложные компоненты действия оказываются в фокусе созна­ния; следующие — попадают на периферию сознания; наконец, самые простые и самые отработанные компоненты выходят за грани­цу сознания.

Вспомните, как вы учились печатать на машинке или осваивали кла­виатуру компьютера. Первое время на поиск нужной клавиши уходи­ли в лучшем случае десятки секунд, если не минута. И каждому дей­ствию предшествовала технологическая пауза: нужно было пробежать взглядом по всей клавиатуре, чтобы отыскать необходимую клавишу. Все, что отвлекало от этого занятия — звучащая где-то музыка, шум, разговоры, — раздражало и приводило к множеству ошибок. Но вот прошло время. Теперь эти «первые шаги» остались в далеком прошлом и трудно поверить в то, что это было с вами, а не с кем-то другим. Вы уже не размышляете над тем, «когда какую клавишу нажимать». Все делается автоматически: пальцы будто обрели зрение — сами находят нужную клавишу и нажимают на нее. Благодаря тому что сложился так называемый «динамический стереотип» (т. е. действия отработа­ны и контролируются бессознательно), освободилось время для отвле­чения на посторонние занятия (кофе, бутерброды, разговор с сотруд­ником, сидящим за соседним столом, и т. д.).

С одной стороны, неосознаваемость установок «разгружает голо­ву» от регулярных рутинных дел, с другой — она может значительно нам осложнить жизнь, если вдруг включатся неподходящие к ситуа­ции установки, например ставшие непригодными в силу изменив­шихся обстоятельств. Иногда мы сами бываем неприятно удивлены нашим поведением и размышляем над тем, почему оно вдруг стало необоснованным и неуправляемым. Причиной такого поведения мо­гут быть ошибочные или используемые неадекватно установки.

КОЛДОВСТВО КАК ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УСТАНОВКИ

Одним из примеров воздействия установки на жизнь человека является удивительная эффективность колдовства в «колыбельных» цивилизаци­ях. Западный антрополог, занятый полевой работой в австралийской пу­стыне, и окружающие его аборигены находятся, несмотря на простран­ственную близость, в совершенно разных мирах Австралийские колду­ны-аборигены носят с собой кости гигантских ящериц, выполняющие роль магического жезла. Стоит колдуну произнести смертный приговор и указать этим жезлом на кого-нибудь из своих соплеменников, у того молниеносно развивается состояние, соответствующее тяжелейшей депрессии. Настолько безгранична вера в могущество колдуна Дело в том, что несчастный не может даже представить возможности другого развития событий, кроме как своей неизбежной смерти от воздействия

колдуна. В его психике была сформирована установка, диктовавшая близкую гибель. У человека, который уверен в том, что обречен в самом скором времени на смерть, который знает а своем приговоре, начина­ются физиологические изменения' стадии стресса быстро сменяют друг друга, процессы жизнедеятельности замедляются, наступает истощение «Ошеломленный абориген глядит на роковую указку, подняв руки, слов­но чтобы остановить смертельную субстанцию, которая в его вообра­жении проникает в тело. Его щеки бледнеют, а глаза приобретают стек­лянный блеск; лицо ужасно искажается... он старается закричать, но обычный крик застревает у него в горле, а изо рта показывается пена. Его тело начинает содрогаться, он пятится и падает на землю, корчась, словно в смертельной агонии. Через некоторое время он становится очень спокоен и уползает в свое убежище. С этого момента он заболе­вает и чахнет, отказывается от пищи и не участвует в жизни племени.»

Но если колдун попытается сделать то же самое с кем-нибудь из евро­пейцев, хотя бы с тем же антропологом, вряд ли у него что-нибудь вый­дет. Европеец просто не поймет значительности происходящего — он увидит перед собой невысокого голого человека, размахивающего зве­риной костью и бормочущего какие-то слова. Если бы дело обстояло иначе, австралийские колдуны давно правили бы миром. Австралийский абориген, попавший на сеанс Кашпировского с его «ус­тановкой на добро», вряд ли бы осознал значительность ситуации — скорее всего он увидел бы хмурого человека, бубнящего какие-то сло­ва и пристально глядящего в зал. Иначе Кашпировский давно сумел бы стать главным шаманом австралийских аборигенов. К слову, сам феномен ритуалов вуду, или так называемой зомбификации, легко объясним с научных позиций, в первую очередь исходя из понятия «установки».

 

Установка — это общее название механизма, который управляет нашим поведением в частных ситуациях. Содержанием установки являются идеаторные, т. е. мысленные, процессы. Именно установка определяет готовность отреагировать в одной ситуации положитель­ными эмоциями, а в другой — отрицательными. Установка выпол­няет задачу фильтрации и отбора поступающей информации. Она определяет устойчивый, целенаправленный характер деятельности, освобождает человека от необходимости сознательно принимать ре­шение и произвольно контролировать деятельность в стандартных ситуациях. Однако в некоторых случаях установка может становить­ся фактором, провоцирующим стресс, снижающим качество жизни человека, обусловливая инертность, ригидность деятельности и за­трудняя адекватное приспособление к новым ситуациям. В работах Д. Н. Узнадзе и его учеников показано, что установка может прояв­ляться в трех вариантах:

1.   Динамичная установка. Она обеспечивает быструю адаптацию к меняющимся условиям. Например, два человека решили рас­статься друг с другом и пришли к соглашению не фиксировать­ся на негативных переживаниях, а сосредоточиться на создании новых отношений с новыми партнерами. Или, например, чело­
век, осознав, что его прежнее поведение причиняло боль близ­кому человеку, начинает работать над собой, изменяет свое от­ношение и закрепляет с помощью регулярного применения но­вую конструктивную модель поведения.

2.   Статичная установка. Ее действие отражает такой вариант пове­дения: после разрыва с партнером человек долго переживает про­исшедшее, постоянно возвращается к этому в мыслях, вспомина­ет проведенное вместе время. При такой установке человек в тече­ние долгого периода не сможет установить близкий контакт с другим человеком. У него возникает внутрипсихический конф­ликт: «Ситуация изменилась, а я не могу измениться». В зависи­мости от склада характера человек будет либо предпринимать ак­тивные действия по восстановлению отношений, либо отойдет в сторону и будет наблюдать за бывшим партнером со стороны, ожи­дая подходящего момента для появления в его жизни.

3.   Вариабельная установка. О том, что действует данная установ­ка, можно говорить в случае, если поведение человека подчиня­ется импульсу, сиюминутному желанию. Например, человек стремится удовлетворить свои потребности, игнорируя возмож­ные негативные последствия своих поступков, не оценивая их этическую сторону и то, каким образом они могут повлиять на других людей.

 

Таким образом, установки направляют поведение человека во всех сферах его жизни. Причем в личности одного человека могут сочетаться различные варианты установок. В зависимости от ситу­ации один из них реализуется: становится превалирующим и определяет ход мыслей, формирует эмоциональные переживания и по­буждает к определенным действиям.

Еще один немаловажный момент, который необходимо осве­тить, — это взаимоотношения установки и доминанты, учение о ко­торой развивал выдающийся русский ученый А. А. Ухтомский. Доми­нанта — понятие более физиологическое, чем психологическое. Она обозначает совокупность активированных для реализации единого действия нервных клеток, которые связаны в своем союзе одной це­лью. То есть это как бы почва, на которой произрастает установка. Доминанта — это биологическая основа установки. Друг без друга до­минанта и установка существовать не могут. Где есть доминанта, там есть и установка, и наоборот. Установка — как руль в автомо­биле, который направляет его движение, а доминанта — это двига­тель, благодаря которому машина способна двигаться. То есть для того, чтобы очаги возбуждения в головном мозге собрались в единое целое и стали направлять работу этого же мозга в определенном на­правлении, им нужно задать это направление, что, собственно, и обеспечивает установка.

Между прочим, сам Алексей Алексеевич говорил: «Мы видим во встречном человеке преимущественно то, что по поводу встречи с ним поднимается в нас, но не то, что он есть. А то, как мы толкуем себе встречного человека (на свой аршин), предопределяет наше по­ведение в отношении его, а значит, и его поведение в отношение нас». Не предтеча ли, не видение ли будущего учения об установке скры­вается в словах великого физиолога?

Резюмируя, можно сказать, что мы сами научились улыбаться в ответ на шутку и грустить по поводу расставания: сформировалось определенное убеждение, или мысленная конструкция, в опреде­ленной ситуации активирующаяся за доли секунды и приводящая к выводу о том, как и где реагировать. Процесс научения иденти­чен и при обретении ребенком способности ходить, и при получе­нии новых убеждений, определяющих отношение к чему-либо, и при обучении работе на компьютере: при обретении навыка чело­веку необходимо сознавать свои действия, чтобы выполнить их, затем же, по мере совершенствования, навык становится неосозна­ваемым и может воспроизводиться автоматически.



Источник: http://Книга "Антистресс-тренинг"
Категория: Разное | Добавил: SV (20.03.2011) | Автор: Каменюкин А.Г., Ковпак Д.В.
Просмотров: 3427 | Теги: психологическая установка | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]